Восприятие цвета во многом связано с культурным кодом, т.е. с ассоциациями, свойственными той или иной культуре. Огромную роль в формировании этих ассоциаций сыграла история создания красителей. И сегодня я вкратце расскажу вам про судьбу красного красителя в Европе.
До определенного момента получить устойчивый к внешним воздействиям безопасный красный краситель европейцам не удавалось, и наверное бы не удалось, если бы не Ацтеки, Инки и Майя.
Испанские конкистадоры были поражены яркостью красного цвета ацтекских одеяний и выведали у них рецепт красителя. Краска получалась путем экстрагирования кармина из жука Кошениля, питающегося листьями кактусов. Однако процесс получения красителя был не простым. Для производства одного кг краски требовалось 150 000 насекомых! Но красители ценились не меньше специй. Испания поставила на поток добычу кармина, используя труд колонизированных народов. В течение двух веков Испанцам удавалось держать в секрете рецепт красителя и быть монополистами, пока французы не вывезли тайком кактус с жуками на Гаити, где основали новое производство.
Но кармин не стал более доступным. Только аристократы и богачи могли позволить себе красные одежды и гобелены. В Европе действовали законы, регулирующие цвета в одежде разных сословий. Самые жесткие из них были в Англии. В 1197 году Ричард Львиное Сердце запретил простолюдинам носить цветную одежду. К концу XVI века только королевской семье позволялось носить фиолетовый. Красный, золотой, серебряный, темно-синий, черный и белый были позволительны для высшей знати, а простолюдинам разрешались оттенки коричневого, серого, желтого, зеленого и оранжевого, а так же голубой и розовый, которые в то время были скорее блекло-синим и блекло-красным.
К Концу XVII законы были упразднены, но красный из-за своей дороговизны оставался прерогативой знати и богатых купцов.
В 1870-х годах появился Ализарин – дешевый аналог кармина, который обесценил красный цвет. Теперь почти любой выскочка мог позволить себе красный наряд, из-за чего за красным закрепилась репутация вульгарного и вызывающего. Именно по этой причине Ретта Батлера так раздражали красные наряды его жены Скарлетт.
Автор статьи: эксперт в области психологии цветовосприятия и дизайнер Зоя Ти.